Принято на педсовете МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» Протокол №1 от 30.08.2021 Утверждено приказом директора МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» №31-06 от 31.08.2021 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................3 2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) ................6 2.1. Целевой раздел ....................................................................................................................6 2.1.1. Пояснительная записка ................................................................................................6 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ...........................................................................................9 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования .............11 2.2. Содержательный раздел ...................................................................................................15 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы ..........................15 2.3. Организационный раздел .................................................................................................20 2.3.1. Учебный план .............................................................................................................20 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата .......................................................................................................20 2 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опопрнодвигательного аппарата Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с НОДА МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ; Устав МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова». Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей: - обязательной части, - части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования для обучающихся с НОДА. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» может создавать дифференцированные адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся в соответствии с вариантами обучения. В структуре адаптированной программы представлены: 3 1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования. 3. Содержание образования: - Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (Годовой календарный график). - Рабочие программы учебных предметов. - Программа духовно-нравственного развития. - Программы коррекционных курсов. - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования. - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности. 4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. 5. Условия реализации ООП: - кадровые условия, - финансово-экономические условия, - материально-технические условия. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности 4 процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; - принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; 5 - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. 6 2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) 2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося с НОДА В категорию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата входят Дмитрьева Саина Александровна, ученица 1 «Б» класса и Гермогенов Эрчимэн Гаврильевич, ученик 3 «А» класса МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова». Обучаются согласно рекомендациям территориального ПМПК по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается 7 типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.2: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. 8 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося. 1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению«Медицинская коррекция и реабилитация»: - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.). - Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде. - Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту. - Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности. - Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении. - Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:«Психологическая коррекция познавательных процессов» 9 - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. - Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. - Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению«Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: - Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. - Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. - Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. - Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:«Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: - Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. - Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. - Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. - Автоматизация поставленных звуков. 10 - Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению«Коррекция нарушений чтения и письма»: - Умение чтения разных слогов. - Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки. -Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. - Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. - Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. - Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Особенности системы оценки в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения АООП НОО ОВЗ и направлена на обеспечение качества образования. Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; использование планируемых результатов освоения программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных областей (предметов) на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; 11 сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки, как проектная деятельность, творческие работы, наблюдения. Принципы системы оценки Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются: 1. критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия; 2. уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с программой; 3. комплексность оценки – возможность суммирования результатов; 4. приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы); 5. гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов; 6. открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов. Оценивание образовательных результатов осуществляется с использованием различных форм, способов средств фиксации результатов предметных и метапредметных результатов и личностных результатов. Оценка личностных результатов Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую образовательной организацией и семьёй. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится с учетом следующих параметров: сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательной организации, 12 ориентация на содержательные моменты образовательного процесса (уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками); сформированность основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в обучении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательности и интереса к новой информации, способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей; знание нравственных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения нравственных норм; развитие у обучающегося адекватных представлений о его собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способность вступать в коммуникацию со взрослыми и детьми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации, включая слухо-зрительное восприятие и достаточно внятное (понятное окружающим) воспроизведение устной речи; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысление обучающимся своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; сформированность внутренней позиции к самостоятельности, активности и мобильности. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов. Другими методами оценки личностных результатов учащихся, являются характеристики учащихся, а также оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Опыт внедрения портфолио даёт положительные результаты. Учащиеся с удовольствием рассматривают накопленные материалы (грамоты, фотографии интересных событий, таких как посещение театров, музее, результаты проектной деятельности, рисунки, фотографии поделок и др.), стремятся к пополнению своего портфолио. Оценка метапредметных результатов Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые 13 направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для образования. Основное содержание оценки метапредметных результатов включает следующие параметры: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач урока. Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться. Оценка предметных результатов Оценка предметных результатов связана с достижением планируемых результатов по отдельным предметам и предметным областям. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы НОО является достижение предметных и метапредметных результатов НОО, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки предметных результатов являются итоговые (контрольные) работы по математике, грамматике, развитию речи, комплексные работы на межпредметной основе. Оценке достижения результатов предшествует кропотливая ежедневная работа педагога, которая заключается во включении определённых учебных действий из календарно-тематического планирования в технологическую карту урока. Учебные действия планируются в соответствии с целями и задачами конкретного урока, а 14 овладевать ими учащиеся будут на определённых этапах урока,закреплять в ходе последующей учебной деятельности, впоследствии оцениваться учителем. Виды контроля за формированием умений учащихся (по безотметочной системе обучения) Педагогами МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» разработана система оценивания сформированности УУД, по которой можно отследить сформированность/несформированность предметных учебных действий. Там указаны конкретные навыки, овладение которыми предполагается в течение года (фиксируются результаты стартовой диагностики, результаты итогов 1 четверти, 2 четверти, 3 четверти, 4 четверть и итоги на конец учебного года). Формирование навыков оценивается учителем знаками «- « , «+/- » , «+». Оценивание осуществляется на уроках с использованием следующих методов: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытого ответа. Таким образом, наглядно можно отследить, насколько каждый ученик овладел определёнными предметными учебными действиями и можно дать оценку его деятельности. Также разработаны Диагностические карты формирования метапредметных учебных действий и карты формирования базовых учебных действий. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий отслеживается по критериям, которые оцениваются в баллах, а затем суммированные баллы переводятся в уровень усвоения для каждого УД. Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. 2.2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с НОДА, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО. Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы. 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА соответствует структуре данного вида программы, представленной в ФГОС начального общего образования. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с НОДА. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. 15 Цель программы коррекционной работы: обеспечение условий для оптимального развития обучающихся с ОВЗ и их успешная интеграция в социум. Задачи программы: - выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования; - определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии; - обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; - формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; - расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; - развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников; - реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с НОДА с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с НОДА; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях. Программа коррекционной работы содержит: перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, и освоение ими АООП НОО; систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с НОДА в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики 16 развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования обучающихся с НОДА и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи (проводит классный руководитель совместно с учителями, психологом, социальным педагогом); коррекционноразвивающая работа, обеспечивающая своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психофизическом развитии обучающихся с НОДА; консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального сопровождения обучающихся с НОДА и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации; информационнопросветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с НОДА, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Коррекционная работа включает систематическое психолого - педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося с НОДА на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительномоторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с НОДА и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с НОДА содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно вводят корректировки и дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою 17 актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с НОДА направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются: оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля (классный руководитель – учителя предметники – психолог – социальный педагог – родители – логопед). В связи с отсутствием штата логопеда в МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» родители (законные представители) сотрудничают с логопедом ЦПМСС «Кэскил». Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие с внешними ресурсами (МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» - Центральная районная больница – ЦПМСС «Кэскил»). Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с НОДА осуществляют специалисты: классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, педагог дополнительного образования. Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с НОДА. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с НОДА и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Направления и содержания коррекционной работы с детьми с ОВЗ № 1. Вид деятельности Диагностическая работа Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников 2. Направление обучающихся на муниципальную психологомедико-педагогическую комиссию 3. Изучение условий семейного воспитания ребенка 4. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации, педагога-психолога, учителей, социального педагога Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья Системный контроль специалистов школы за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе дневников наблюдения Составление учебного плана по заявлению родителей 5. 6. 7. 8. 18 Ответственные Срок Адм.школы, психолог, соц.педагоги, воспитатели ДОУ Зам.дир.по УВР Васильева А.В., классные руководители, родители Кл.рук., соц.педагоги Зам.дир. по УВР Васильева А.В. Май Психолог По графику Кл.рук., соц.педагоги, психолог Адм.школы В течении года Зам.дир. по УВР август По графику Август Сентябрь Октябрь По плану 1. 2. (законных представителей) Коррекционно-развивающая работа Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий 3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство школы 4. Взаимодействие с социальными партнерами (библиотека, учреждения дополнительного образования детей, МКУ СКиЦ, музей и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах Консультативная работа Организация родительского всеобуча 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Васильева А.В. Кл.рук., учителя предметники Август Сентябрь Психолог, соц.педагоги, кл.рук. Психолог, соц.педагоги, кл.рук. Адм.школы, кл.рук, психолог, соц.педагоги В течении года Психолог, соц.педагоги В течении года Психолог, соц.педагоги, кл.рук. Зам.дир. по УВР Васильева А.В. 1 раз в четверть Проведение тематических консультаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, учреждений здравоохранения, других социальных партнеров школы для педагогических работников и родительской общественности Индивидуальные консультации специалистов разного Зам.дир. по УВР уровня семье в вопросах выбора стратегии воспитания и Васильева А.В. приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья Участие в консультативных мероприятиях Адм.школы муниципального и регионального уровня, проводимых социальными партнерами школы Организация научно-методического сопровождения Адм.школы реализации программы коррекционной работы школы Информационно-просветительская работа Разработка памяток-рекомендаций для родителей Психолог, соц.педагоги, кл.рук. Организация лектория для педагогов и родителей по Адм.школы работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Проведение совместно с социальными партнерами акций в Кл.руководители поддержку детей с ограниченными возможностями Соц.педагоги здоровья Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными Зам.дир. по УВР возможностями здоровья на родительских собраниях, Васильева А.В. конференциях Создание банка нормативно-правовых документов и Адм.школы, 19 В течении года 1 раз в четверть По плану По плану По графику В течении года 1 раз в полугодии По графику 2 раза в год По плану В течении года 1. 2. 3. 1. 2. 3. методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Экспертная работа Анализ и согласование планов работы педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями Профилактическая работа Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса Содействие в организации социальными партнерами образовательного учреждения профилактических обследований детей с ограниченными возможностями здоровья Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся психолог, соц.педагоги Адм.школы сентябрь Адм.школы май Адм.школы Август Сентябрь психолог По плану психолог, соц.педагоги В течении года Адм.школы По плану 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Учебный план Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы, учебный план внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО. На основании заявления родителей (законных представителей) для обучающегося с НОДА часы физической культуры в учебном плане заменены на часы лечебной физкультуры в количестве 3 часов в неделю и проводятся параллельно по расписанию с уроками физкультуры. 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Кадровые условия Описание кадровых условий реализации АООП НОО: ФИО Образование Должность Педагогический Квалификационная Наличие стаж категория курса по ФГОС ОВЗ Капитонова высшее Учитель 33 высшая да Нина начальных Филипповна классов Еремеева Диана высшее учитель 4 СЗД нет Алексеевна музыки Флегонтова высшее учитель ИЗО 27 Высшая нет 20 Айталина Авксентьевна Балаганчиков Николай Яковлевич Баишева Ульяна ивановна Борисова Анна Максимовна Федорова Александра Константиновна Сергучева Лена Робертовна Плотникова Татьяна Ивановна и технологии высшее 14 первая да 9 СЗД да высшее учитель физической культуры педагогпсихолог тьютор 29 высшая да высшее учитель ВУД 42 высшая нет высшее учитель ВУД 1 базовая нет Среднее специаль Инструкторгигиенист, учитель ВУД 3 базовая нет высшее При необходимости МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона. Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с НОДА должны: – обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований 21 стандарта; – обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; – отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Структура расходов на образование включает: – образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы; – сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации; – консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка; – обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом. Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Материально-технические условия Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Требования к организации пространства В МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» имеются отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-психологом, социальным педагогом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с НОДА. В рекреации 1 этажа организовано пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня. В коридоре и фойе школы удобно расположены стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, расписании уроков, последних событиях в школе. В школе имеется оборудованный гимнастический зал, спортивный зал, кабинет адаптивной физкультуры, кабинет медика, просторная библиотека, спортивные площадки на территории школы, зеленые зоны, школьная столовая. Рабочее пространство обучающегося с НОДА в классе организовано в первом ряду на 1 парте для обеспечения обучающемуся возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Требования к организации временного режима обучения Временной режим образования обучающихся с ОВЗ (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами и годовым календарным графиков работы МБОУ «Павловская СОШ им.В.Н.Оконешникова» на 2019-2020 учебный год. Сроки освоения АООП НОО обучающимися с НОДА для варианта 6.1 составляют 4 года (1-4 классы). Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели. 22 Продолжительность учебной недели – 5 дней в 1 классе и 6 дней со 2-4 классы.. Обучение проходит в первую смену. Учебный день включает в себя уроки, а также внеурочные занятия в соответствии с ФГОС после динамической паузы в 40 минут. Учебные занятия начинаются в 8ч.30минут. количество уроков в день не превышает 5 уроков. Продолжительность учебных занятий в 1 классе 40 минут. Требования к техническим средствам обучения Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с НОДА, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с НОДА, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютер c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др. Учебный и дидактический материал При освоении АООП НОО обучающиеся с НОДА обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения ООП НОО. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с НОДА, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АООП НОО. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с НОДА. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с НОДА. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с НОДА и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса и наличие. Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с НОДА направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления на официальном сайте школы pavlovsk1.jimdo.com 23