«ПРИНЯТО» на педсовете
МБОУ «Павловская СОШ»
Протокол №1 от 28.08.2021 .г
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ «Павловская СОШ»
_____________Петров В.В.
Приказ №31-06 от 31.08.2021
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Среднего общего образования
МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
на 2021– 2022учебный год
с. Павловск 2021 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел
Наименование раздела, пункта программы
Общая характеристика ОУ
Общие положения
1.
Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1
Цели и задачи реализации ООП СОО
Планируемые результаты освоенияобучающимися основной
1.2.
образовательной программы среднего общего образования
1.2.1.
Стандарт среднего общего образования по предметам
1.3.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы среднего общего
образования
2.
Содержательный раздел
2.1
Программа развития универсальных учебных действий
2.2.
Программы учебных предметов, курсов
2.3.
Рабочая Программа воспитания
2.4.
Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел
3.1.
Учебный план школы
3.2.
Календарный учебный график
3.3.
Система условий реализации основной образовательной
программы
3.3.1.
3.3.2.
3.3.3.
3.3.4.
3.3.5.
3.3.6.
страница
3
4
6
7
8
11
49
52
60
82
204
209
220
224
Описание кадровых условий
224
Психолого-педагогические условия
Финансово-экономические условия
Материально-технические условия
Информационно-методические условия
Механизмы достижений целевых ориентиров
232
235
237
241
245
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя
общеобразовательная школа имени В.Н.Оконешникова» МР «Мегино-Кангаласский улус».
Образовательное учреждение расположено по адресу: 678082, Мегино-Кангаласский район, с.
Павловск, улица Ой-Бясская д. 15/1.
Контактные телефоны: (411) 43-24-190 (приемная директора).
Эл.почта: pavschool1875@yandex.ru, сайт школы https://pavlovsk.sakhaschool.ru/
Лицензия на право ведения образовательной деятельности 14 Л 01 №0002101, регистрационный
№2086 от 26.05.2017 г на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных
программ общего образования и дополнительного образования.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-14-01-000506 от 20 января 2010 года
дляосуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу в педиатрии.
Свидетельство о государственной аккредитации серия 14А02 №0000771, регистрационный №0845 от
06 июня 2017 года.
Основная тема работы школы: Индивидуализация образовательного процесса как механизм
повышения качества образования через взаимодействие школы и социума.
Цель школы – создание условий для эффективности образовательного процесса, обеспечения
современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями
личности, общества и государства.
23 апреля 2012 г.- по приказу МО РС(Я) № 01-16/2137
присвоен статус РЭП по теме
«Социокультурные инициативы как механизм трансформации образовательной среды в условиях
изменения социума».
Школа является организатором республиканских Оконешниковских чтений (авторская олимпиада по
черчению, технические и архитектурные проекты учащихся, мастер-классы педагогов) – 2012, 2013,
2016 гг.
По решению районного совета депутатов №РРС-23-2 от 29.10.2015 года Павловской средней
общеобразовательной школе присвоено имя Заслуженного учителя школ ЯАССР, отличника
народного просвещения РСФСР, Отличника образования РС(Я), обладателя знаком «Учитель учителей
РС(Я)», «Гражданская доблесть РС(Я)», «Почетный ветеран системы образования РС (Я)», кавалера
ордена «За веру и верность» геральдической палаты РФ, золотой медали имени академика
В.П.Ларионова; стипендиата Международного фонда «Дети Саха-Азия», Почетного гражданина
Мегино-Кангаласского улуса, Почетного гражданина Нерюктяйинского наслега, учителя черчения
Василия Николаевича Оконешникова.
МБОУ «Павловская СОШ им В.Н.Оконешникова» является членом Ассоциации «Северо-Восточный
университет образовательный округ» регистрационный № 94 протокол №6 от 05.02.2015 год.
МБОУ «Павловская СОШ им В.Н.Оконешникова» является членом некоммерческого Партнерства
«Развитие образовательных учреждений с политехнических направленностью» РС(Я),
регистрационный №13 протокол №2 от 20 апреля 2012 года.
РАО Институт продуктивного обучения Российский оргкомитет международного математического
конкурса игры «Кенгуру» Организатор всероссийского игрового конкурса «Кенгуру-математика для
всех» с 2012 по 2017г.
ЦДО «Одаренный школьник» участие в международной игре «Русский медвежонок», «Британский
бульдог» с 2012 по 2017г.
Реализация международного инновационного проекта «Школа Успеха» ООО «Видео Галактика»
г.Рязань 2013 год
4
Общие положения
Основная образовательная программа МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа
им. В.Н.Оконешникова» МР «Мегино-Кангаласский улус» разработана в соответствии с:
пунктом 9 статьи 2, статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
ООП СОО по ФКГОС направлена на обеспечение исполнения государственной политики в области
образования и составлена в соответствии с требованиями к соблюдению прав участников
образовательного процесса.
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Павловская СОШ им.
В.Н.Оконешникова» строится в соответствии с основными направлениями совершенствования
системы образования и ориентирована на реализацию социальных требований к системе российского
образования, выдвигаемых концепцией модернизации образования.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и
предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,
обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального
выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение
масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность
приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате
сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного
мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и
малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие
постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке
работников, росте их профессиональной мобильности.
В соответствии с этими тенденциями обществу нужны современно образованные, нравственно
ориентированные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в
ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству,
отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за
судьбу страны. Модернизация образования ориентирует современную школу также на развитие
личности школьника, его познавательных и созидательных способностей.
Целевая раздел настоящей Программы определяет и конкретизирует назначение, цели, задачи,
планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО по ФКГОС, способы определения
достижения этих целей и результатов, систему оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП СОО по ФКГОС.
В Содержательном разделе Программы определено содержание среднего общего образования,
включены рабочие программы по учебным предметам и курсам, а также перечень учебных пособий,
используемых в образовательном процессе на уровне среднего общего образования.
Организационный раздел Программы включает Учебный план на два года обучения (10-11 классы),
годовой Календарный учебный график, систему условий реализации ООП СОО по ФКГОС.
Процедура выбора образовательной Программы:
- сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы реализуемой образовательной
программой с целью изучения запросов семьи;
- сбор информации и на ее основе анализа сформированности познавательных интересов, мотивации
учения (в течение учебного года, успеваемость по итогам учебного года, государственная итоговая
аттестация, результаты ГИА по математике, русскому языку и по предметам по выбору);
5
- педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности
(диагностическое отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);
- мониторинг учебных и творческих достижений обучающихся, подтвержденных результатами
олимпиад, конкурсов, соревнований разного уровня.
Обучающиеся и их родители (законные представители), как участники образовательного процесса,
ознакомлены с Уставом и другими нормативно-правовыми документами школы, регламентирующими
осуществление образовательного процесса в образовательном учреждении.
6
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации ООП СОО, а также способы достижения этих целей и результатов.
1.1.
Пояснительная записка.
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее ООП СОО)
Муниципального общеобразовательного учреждения «Павловская СОШ им. В.Н.Оконешникова» МР
«Мегино-Кангаласский улус» определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования. ООП СОО
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование учащихся. ООП
СОО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья.
Нормативно-правовой базой ООП СОО являются:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08. 2013 №1015;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
4. «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», утверждён приказом
Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 (в ред. приказов Минобрнауки России от
03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от
31.01.2012 N 69)
5. Приказ Минобрнауки России от 23.06.2015 N 609 "О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в
ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889);
7. Конвенция о правах ребенка;
8. Устав школы.
9. Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Нормативный срок освоения Программы - 2 года.
ООП СОО по ФКГОС констатирует содержание и организацию образовательного процесса на уровне
среднего общего образования и определяет:
- непрерывность образования между уровнями общего образования и обеспечение высокого уровня
фундаментальной и профильной подготовки выпускников;
- уровень подготовки по определенным областям знаний в рамках профильного обучения,
-обеспечение максимально благоприятных условий для развития личности с разносторонним
интеллектом, навыками проектно-исследовательской деятельности, высоким уровнем культуры,
готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных
областей знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
ООП СОО по ФКГОС регламентирует:
- условия освоения образовательной программы среднего общего образования;
- организационно-педагогические
условия
реализации
программ
среднего
общего
и
дополнительного образования.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности на уровне среднего
общего образования является:
- обеспечение широкой образовательной подготовки через организацию профильного обучения;
7
- создание необходимых условий для построения индивидуальных образовательных траекторий
старшеклассников;
- использование современных образовательных технологий;
- использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей
обучения, так и личных информационных потребностей обучающихся.
1.1.1. Цели и задачи реализации ООП СОО
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками
индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и
потребностями;
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального
образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка
труда.
Общеобразовательное учреждение исходя из своих возможностей и образовательных запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют часы,
формируемые участниками образовательных отношений и выбор консультативных часов по выборам
ЕГЭ обучающихся.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по
следующим учебным предметам:Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика,
Информатика и ИКТ, История, Обществознание ( с включением предметов Экономика, Право),
География, Биология, Физика, Химия, Мировая художественная культура, Основы безопасности
жизнедеятельности, Физическая культура.
Среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией
выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой
разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Учащиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к
уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на уровнях начального, среднего и
высшего профессионального образования.
Образовательная программа среднего общего образования для 10-11-х классов направлена на
обеспечение среднего общего образования как завершающегоуровня общего образования, призвана
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию выпускника, содействовать их
общественному и гражданскому самоопределению.
Все образовательные предметные программы учебного плана допущены (рекомендованы)
Министерством образования и науки РФ и обеспечивают общее образование на уровне не ниже
государственного образовательного стандарта. Таким образом, содержание программы среднего
полного образования, расширяет возможности и превышает стандарт образования по предметам
приоритетных направлений работы школы, обеспечивает условия для самоопределения учащихся,
готовит их к поступлению в ВУЗы, ССУЗы.
Психологические особенности учащихся старшей ступени образования
Специфика юношеского возраста связана с базовым возрастным процессом – поиском
идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода
жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием
возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной
траектории (своего пути). Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и
приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в
образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве
таких форм для юношества выступают: внутренний мир и самопознание; любовь и семья; ценности и
8
товарищество; интересы и профессия; мораль и общественная позиция. Для данного возраста важен,
прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей.
Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с
постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а
третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст
главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.
Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие
проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны –
находятся на острие проблем. Становление юноши это попытка обретения практического мышления.
Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и
проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой
организации учебной деятельности и выход в пространство «смыслов», «горизонтов»,
«возможностей».
Среднее общее образование является обязательным уровнем образования.Требование обязательности
среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до
достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено
обучающимся ранее.
Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
являются преемственными.
Нормативный срок освоения ООП СОО два года.
Уровень готовности к усвоению программы – в 10 класс может быть зачислен любой учащийся,
успешно освоивший основную образовательную программу основного общего образования при
отсутствии медицинских противопоказаний.
Исходя из вышеизложенного, назначение основной образовательной программы среднего общего
образования ОО как нормативно-управленческого документа, состоит в определении условий
построения образовательного пространства ОО, обеспечивающего воспитание нравственной,
интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению, с
активной гражданской позицией.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
среднего общего образования по ФГОС представляют собой систему требований к уровню подготовки
обучающихся, оканчивающих как среднюю школу, так и конкретный год обучения.
Освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Предметом
государственной итоговой аттестации выпускников является достижение ими предметных и
метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего полного
общего образования в соответствии с планируемыми результатами. Оценка направлена на выявление
способности выпускников к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Государственная итоговая аттестация обучающихся осуществляется в форме Единого
государственного экзамена и (или) государственного выпускного экзамена. Государственная итоговая
аттестация обучающихся проводится в соответствии с Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по программам среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерством образования и науки РФ от 26.12.2013г. №1400.
Обучающиеся, завершившие обучение на уровне среднего общего образования и выполнившие в
полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в
учреждениях высшего профессионального или среднего профессионального образования.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования определяют содержательно-критериальную и нормативную основу оценки:
- результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего
образования;
- функционирования различных уровней системы общего образования.
9
Содержание и критерии оценки определяются планируемыми результатами, разрабатываемыми на
федеральном уровне и конкретизирующими требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования для каждого из перечисленных
направлений.
В результате освоения содержания среднего общего образования у обучающихся формируется
предметная компетентность по каждому учебному предмету, кроме того они получают возможность
совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности,
овладение которыми является необходимым условием развития и социализации старших школьников,
а именно: в познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей, определение сущностных характеристик
изучаемого объекта;
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
объектов;
- участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез,
осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого
и поискового характера, формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, процессов, явлений, в том числе сиспользованием
мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в
том числе художественных) средств, умение импровизировать.
в информационно-коммуникативной деятельности:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации
адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой
системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том
числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных
примерах;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.), свободная работа с текстами художественного, публицистического и официальноделового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой
информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста,
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности, владение основными видами публичных выступлений (высказывание,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
в рефлексивной деятельности:
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное
оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей
при определении собственной позиции и самооценке, умение соотносить приложенные усилия с
полученными результатами своей деятельности;
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и
определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет
индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий
результат;
10
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности, определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую
позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего
образования по ФГОС устанавливаются на базовом и профильном уровнях, ориентированных на
приоритетное решение соответствующих комплексов задач. МБОУ «Павловская СОШ реализует
учебный план с 2020-2021 у.г. в 10 классах на профильном уровне, в 11 классах на базовом уровне.
Предметные результаты на базовом уровне ориентированы на освоение обучающимися
систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач
освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования,
обеспечения академической мобильности.
Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижение этих
результатов, можно надеяться, что выпускник старшей школы будет конкурентоспособен, его
образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он
сможет найти свое место в жизни.
Предметные результаты на профильном уровне
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в
смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:
– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность
демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной
области;
– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности
теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Примерные программы учебных предметов построены таким образом, что предметные
результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться»,
соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на
итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому
обучающемуся.
Показатели оценки получения предполагаемых результатов:
Качество знаний учащихся
Процент успеваемости
Уровень сохранности здоровья
Пополнение портфолио учащихся
Индивидуальная траектория учащихся
Динамика результатов ЕГЭ.
Процент поступления выпускников в ВУЗы, ССУЗы.
11
1.2.1. Стандарт среднего общего образования
РУССКИЙ ЯЗЫК
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в
соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
12
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
13
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада,
статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функциональностилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры
речи.
ЛИТЕРАТУРА
Базовый уровень
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения
реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при
параллельном изучении родной и русской литературы;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной
литературы, выявлять их сходство и национально обусловленное своеобразие художественных
решений;
14
совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков,
обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными
средствами.
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения;
серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
15
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным,
ученик должен уметь:
соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные
черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя
адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы,
давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского
литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической
значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Базовый уровень
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления.
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (АНГЛИЙСКИЙ)
РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
Предметное содержание речи
16
Общение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной
сфер в рамках следующей примерной тематики:
1) Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт,
музыка, чтение, посещение дискотеки, кафе, клуба). Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки.
Переписка.
2) Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы. Международные
школьные обмены. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка.
3) Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население,
города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Технический прогресс. Средства массовой информации.
4) Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни.
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать
пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться,
соглашаться;
диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда?
когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;
диалог-побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить;
давать совет и принимать/ не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и
соглашаться/не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать
согласие/несогласие принять его, объяснять причину;
диалог-обмен мнениями – выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней; высказывать
одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий
(радость/огорчение, желание/нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с
помощью комплиментов.
Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач.
Монологическая речь
- кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как
описание/характеристика, повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
- делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в
их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным
пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
Формирование умений:
выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его
содержание;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую
догадку, контекст;
игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в
зависимости от вида чтения):
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
17
с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое
чтение).
Использование словаря независимо от вида чтения.
Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих
особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Формирование умений:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных
жанров.
Формирование умений:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие
значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации – умение просмотреть
текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима
или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Развитие умений:
- делать выписки из текста;
писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах,
сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в
устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексикограмматического материала.
Произносительная сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка,
соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения
различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в
рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний,
оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого
языка; основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии.
Грамматическая сторона речи
Признаки нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений,
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного порядка
слов. Навыки распознавания и употребления в речи
Признаки глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного
залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах, артиклей,
относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных, наречий,
степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых
числительных. Навыки их распознавания и употребления в речи.
Социокультурные знания и умения
18
Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национальнокультурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученных на уроках
иностранного языка и в процессе изучения других предметов.
Знание:
значения изучаемого иностранного языка в современном мире;
наиболее употребительной фоновой лексики, реалий;
современный социокультурный портрет стран, говорящих на изучаемом языке;
культурного наследия стран изучаемого языка.
Овладение умениями:
представлять родную культуру на иностранном языке;
находить сходство и различие в традициях своей страны и страны/стран изучаемого языка;
оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: использовать при
говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании –
языковую догадку, прогнозирование содержания.
Учебно-познавательные умения
Овладение специальными учебными умениями:
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей
использования иноязычных источников информации.
Требования к уровнюподготовки выпускников
В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать/понимать
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы
словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;
интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных
глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и
наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика),
принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта,
культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и
их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого
языка;
уметьговорение
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая
нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на
предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексикограмматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие
сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать
основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
19
аудирование
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз
погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую
информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные
факты, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему,
основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую
последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя
различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод),
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и
делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого
этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и
межкультурных контактов;
МАТЕМАТИКА
Базовый уровень
Изучение математики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение
следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры,
критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а
также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для
изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в
областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для
научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Требования к уровню подготовки выпускников
Раздел
Цели освоения
предмета
Базовый уровень
«Проблемно-функциональные результаты»
I. Выпускник научится
III. Выпускник получит
возможность научиться
Для использования в
повседневной жизни и
обеспечения возможности
Для развития мышления,
использования в повседневной
жизни
Углубленный уровень
«Системно-теоретические результаты»
II. Выпускник научится
IV. Выпускник
получит
возможность
научиться
Для успешного
Для обеспечения
продолжения образования возможности
по специальностям,
успешного
20
успешного продолжения
образования по
специальностям, не
связанным с прикладным
использованием
математики
Элементы
теории
множеств и
математическо
й логики
и обеспечения возможности
успешного продолжения
образования по
специальностям, не связанным
с прикладным использованием
математики
связанным с прикладным
использованием
математики
Требования к результатам
Оперировать на базовом
Оперировать
Свободно
уровне1 понятиями:
понятиями:
конечное оперировать понятиями:
конечное множество,
множество,
элемент конечное
множество,
элемент множества,
множества, подмножество, элемент
множества,
подмножество, пересечение
пересечение и объединение подмножество,
и объединение множеств,
множеств,
числовые пересечение,
числовые множества на
множества
на объединение и разность
координатной прямой,
координатной
прямой, множеств,
числовые
отрезок, интервал;
отрезок,
интервал, множества
на
оперировать на базовом
полуинтервал, промежуток координатной
прямой,
уровне понятиями:
с
выколотой
точкой, отрезок,
интервал,
утверждение, отрицание
графическое представление полуинтервал,
утверждения, истинные и
множеств на координатной промежуток с выколотой
ложные утверждения,
плоскости;
точкой,
графическое
причина, следствие, частный
представление множеств
оперировать
случай общего утверждения,
координатной
понятиями: утверждение, на
контрпример;
отрицание
утверждения, плоскости;
находить пересечение и
задавать
истинные
и
ложные
объединение двух множеств,
утверждения,
причина, множества
представленных графически
следствие, частный случай перечислением
и
на числовой прямой;
общего
утверждения, характеристическим
строить на числовой прямой
контрпример;
свойством;
подмножество числового проверять принадлежность
оперировать
множества, заданное
элемента множеству;
понятиями: утверждение,
простейшими условиями; находить пересечение и отрицание утверждения,
распознавать ложные
и
ложные
объединение множеств, в истинные
утверждения, ошибки в
причина,
том числе представленных утверждения,
рассуждениях,
в том
частный
графически на числовой следствие,
числе с использованием
общего
прямой и на координатной случай
контрпримеров.
утверждения,
плоскости;
проводить доказательные контрпример;
В повседневной жизни и при
проверять
рассуждения
для
изучении других предметов:
обоснования
истинности принадлежность элемента
использовать
множеству;
утверждений.
числовые множества на
находить
координатной прямой дляВ повседневной жизни и при
пересечение
и
описания
реальных
изучении других
объединение множеств, в
процессов и явлений;
предметов:
том
числе
проводить
использовать
числовые представленных
логические рассуждения в
множества
на графически на числовой
ситуациях
повседневной
и
на
координатной прямой и на прямой
жизни
координатной
плоскости координатной плоскости;
для описания реальных
проводить
процессов и явлений;
доказательные
для
проводить доказательные рассуждения
рассуждения в ситуациях обоснования истинности
повседневной жизни, при утверждений.
решении задач из других В повседневной жизни и
при изучении других
предметов
предметов:
использовать
числовые множества на
координатной прямой и
на
координатной
плоскости для описания
реальных процессов и
явлений;
продолжения
образования по
специальностям,
связанным с
осуществлением
научной и
исследовательской
деятельности в
области математики
и смежных наук
Достижение
результатов раздела
II;
оперировать
понятием
определения,
основными видами
определений,
основными видами
теорем;
понимать суть
косвенного
доказательства;
оперировать
понятиями счетного
и несчетного
множества;
применять метод
математической
индукции для
проведения
рассуждений и
доказательств и при
решении задач.
В повседневной
жизни и при
изучении других
предметов:
использовать
теоретикомножественный
язык и язык логики
для описания
реальных процессов
и явлений, при
решении задач
других учебных
предметов
21
Числа и
выражения
Оперировать на базовом
уровне понятиями: целое
число, делимость чисел,
обыкновенная дробь,
десятичная дробь,
рациональное число,
приближённое значение
числа, часть, доля,
отношение, процент,
повышение и понижение на
заданное число процентов,
масштаб;
оперировать на базовом
уровне понятиями: логарифм
числа, тригонометрическая
окружность, градусная мера
угла, величина угла,
заданного точкой на
тригонометрической
окружности, синус, косинус,
тангенс и котангенс углов,
имеющих произвольную
величину;
выполнять арифметические
действия с целыми и
рациональными числами;
выполнять несложные
преобразования числовых
выражений, содержащих
степени чисел, либо корни из
чисел, либо логарифмы
чисел;
сравнивать рациональные
числа между собой;
оценивать и сравнивать с
рациональными числами
значения целых степеней
чисел, корней натуральной
степени из чисел,
логарифмов чисел в простых
случаях;
изображать точками на
числовой прямой целые и
рациональные числа;
изображать точками на
числовой прямой целые
степени чисел, корни
натуральной степени из
чисел, логарифмы чисел в
простых случаях;
выполнять несложные
преобразования целых и
дробно-рациональных
буквенных выражений;
выражать в простейших
случаях из равенства одну
переменную через другие;
вычислять в простых
случаях значения числовых
и буквенных выражений,
осуществляя необходимые
подстановки и
преобразования;
изображать схематически
угол, величина которого
выражена в градусах;
Свободно оперировать
понятиями: целое число,
делимость чисел,
обыкновенная дробь,
десятичная дробь,
рациональное число,
приближённое значение
числа, часть, доля,
отношение, процент,
повышение и понижение на
заданное число процентов,
масштаб;
приводить примеры чисел с
заданными свойствами
делимости;
оперировать понятиями:
логарифм числа,
тригонометрическая
окружность, радианная и
градусная мера угла,
величина угла, заданного
точкой на
тригонометрической
окружности, синус,
косинус, тангенс и
котангенс углов, имеющих
произвольную величину,
числа е и π;
выполнять арифметические
действия, сочетая устные и
письменные приемы,
применяя при
необходимости
вычислительные
устройства;
находить значения корня
натуральной степени,
степени с рациональным
показателем, логарифма,
используя при
необходимости
вычислительные
устройства;
пользоваться оценкой и
прикидкой при
практических расчетах;
проводить по известным
формулам и правилам
преобразования буквенных
выражений, включающих
степени, корни, логарифмы
и тригонометрические
функции;
находить значения
числовых и буквенных
выражений, осуществляя
необходимые подстановки
и преобразования;
изображать
схематически
угол,
величина
которого
выражена в градусах или
радианах;
использовать при
решении задач табличные
значения
проводить
доказательные
рассуждения в ситуациях
повседневной жизни, при
решении задач из других
предметов
Свободно
оперировать понятиями:
натуральное
число,
множество натуральных
чисел,
целое
число,
множество целых чисел,
обыкновенная
дробь,
десятичная
дробь,
смешанное
число,
рациональное
число,
множество рациональных
чисел,
иррациональное
число, корень степени n,
действительное
число,
множество
действительных
чисел,
геометрическая
интерпретация
натуральных,
целых,
рациональных,
действительных чисел;
понимать
и
объяснять разницу между
позиционной
и
непозиционной
системами записи чисел;
переводить
числа из одной системы
записи
(системы
счисления) в другую;
доказывать
и
использовать
признаки
делимости
суммы
и
произведения
при
выполнении вычислений
и решении задач;
выполнять
округление
рациональных
и
иррациональных чисел с
заданной точностью;
сравнивать
действительные
числа
разными способами;
упорядочивать
числа, записанные в виде
обыкновенной
и
десятичной дроби, числа,
записанные
с
использованием
арифметического
квадратного
корня,
корней степени больше 2;
находить НОД и
НОК разными способами
и использовать их при
решении задач;
выполнять
вычисления
и
преобразования
выражений, содержащих
действительные числа, в
том
числе
корни
натуральных степеней;
выполнять
стандартные
Достижение
результатов раздела
II;
свободно
оперировать
числовыми
множествами при
решении задач;
понимать причины и
основные идеи
расширения
числовых множеств;
владеть основными
понятиями теории
делимости при
решении
стандартных задач
иметь базовые
представления о
множестве
комплексных чисел;
свободно выполнять
тождественные
преобразования
тригонометрически
х,
логарифмических,
степенных
выражений;
владеть формулой
бинома Ньютона;
применять при
решении задач
теорему о линейном
представлении
НОД;
применять при
решении задач
Китайскую теорему
об остатках;
применять при
решении задач
Малую теорему
Ферма;
уметь выполнять
запись числа в
позиционной
системе счисления;
применять при
решении задач
теоретико-числовые
функции: число и
сумма делителей,
функцию Эйлера;
применять при
решении задач
цепные дроби;
применять при
решении задач
многочлены с
действительными и
целыми
коэффициентами;
владеть понятиями
приводимый и
неприводимый
22
Уравнения и
неравенства
оценивать знаки синуса,
косинуса, тангенса,
котангенса конкретных
углов.
В повседневной жизни и при
изучении других учебных
предметов:
выполнять вычисления при
решении задач
практического характера;
выполнять практические
расчеты с использованием
при необходимости
справочных материалов и
вычислительных устройств;
соотносить реальные
величины, характеристики
объектов окружающего мира
с их конкретными
числовыми значениями;
использовать методы
округления, приближения и
прикидки при решении
практических задач
повседневной жизни
тригонометрических
функций углов;
выполнять перевод
величины
угла
из
радианной
меры
в
градусную и обратно.
В повседневной жизни и
при изучении других
учебных предметов:
выполнять действия с
числовыми данными при
решении задач
практического характера и
задач из различных
областей знаний, используя
при необходимости
справочные материалы и
вычислительные
устройства;
оценивать, сравнивать и
использовать при решении
практических задач
числовые значения
реальных величин,
конкретные числовые
характеристики объектов
окружающего мира
Решать линейные уравнения
и неравенства, квадратные
уравнения;
решать логарифмические
уравнения вида loga (bx + c) =
d и простейшие неравенства
вида logax