Русский язык

Русский язык 1-4кл:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Русский язык 5-9кл

 

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета  «Русский язык»

Первый год обучения 5 класс

В результате первого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

 владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебнонаучных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;  адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функциональносмысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных текстов (в том числе  для написания подробного изложения объемом не менее 100–150 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 90–100 слов);  владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;  владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;  адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)  объемом не менее 200–250 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебнонаучных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;  владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;  устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100–110 слов;  создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, учебно научной и художественной литературы (монолог-сообщение); монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);  участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;  представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;  соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации; соблюдать в

устной речи правила речевого этикета;    создавать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3–5 или более предложений или объемом в 1–2 предложения сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);  осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;  редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка;  соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации (в том числе во время  списывания текста объемом 90–100 слов; письма по памяти объемом 20–25 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90– 100 слов, содержащим не более 12 орфограмм и 3 пунктограмм); соблюдать на письме правила речевого этикета;  распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;  распознавать морфемы; определять способы словообразования; проводить морфемный и  словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;  объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); объяснять значение фразеологизмов; распознавать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова; омонимы, синонимы, антонимы; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;  использовать лингвистические словари;  распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;  распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;  распознавать словосочетания, простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного

«Русский язык» ученик научится:

 владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебнонаучных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;  адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функциональносмысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных текстов (в том числе  для написания подробного изложения объемом не менее 100–150 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 90–100 слов);  владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;  владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;  адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)  объемом не менее 200–250 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебнонаучных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;  владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;  устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100–110 слов;  создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, учебно- методической литературы.

Язык и общение.

Язык и человек.

Общение устное и письменное.

Читаем учебник.

Слушаем на уроке.

Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Орфограмма.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Буквы и, у, а после шипящих.

Разделительные ъ и ь.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Что мы знаем о тексте.

Части речи.

Глагол.

-Тся и –ться в глаголах.

Тема текста.

Личные окончания глаголов.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Местоимение.

Основная мысль текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис.

Пунктуация.

Словосочетание.

Разбор словосочетания.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательные предложения.

Члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях сч однородными членами.

Предложения с обращениями.

Письмо.

Синтаксический разбор простого предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Прямая речь.

Диалог.

Повторение.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Фонетика.

Гласные звуки.

Согласные звуки.

Изменение звуков в потоке речи.

Согласные твердые и мягкие.

Повествование.

Согласные звонкие и глухие.

Графика.

Алфавит.

Описание предмета.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Двойная роль букв е, у, ю, я.

Орфоэпия.

Фонетический разбор слова.

Повторение.

Лексика. Культура речи.

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

Повторение.

предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;   анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; распознавать тексты разных функциональных разновидностей; применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике

           

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфема-наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов.

Окончание.

Основа слова.

Корень слова.

Рассуждение.

Суффикс.

Приставка.

Чередование звуков.

Беглые  гласные.

Варианты морфем.

Морфемный разбор слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Буквы з и с на конце приставок.

Буквы а-о в корне  -лаг-лож-. Буквы а-о в корне –раст-рост-.

Буквы у-о после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное как часть речи.

Доказательства в рассуждении.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Род имен существительных.

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Падеж имен существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Множественное число имен существительных.

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Описание животного.

Прилагательные полные и краткие.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Глагол.

Глагол как часть речи.

Не с глаголами.

Рассказ.

Неопределенная форма глагола.

Правописание –тся и  -ться в глаголах.

Виды глагола.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Время глагола.

Прошедшее время.

Настоящее время.

Будущее время.

Спряжение глаголов.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Морфологический разбор глагола.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Употребление времен. Повторение.

Повторение и систематизация изученного.

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Употребление букв ъ и ь знак.

Знаки препинания в простом и сложном предложениях с прямой речью.

     

2 год обучения 6 класс

Русский язык

 

В результате второго года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

 владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (в том числе для написания подробного изложения объёмом не менее 150–200 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 100–120 слов);

 адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста;

 владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте;

 владеть различн. видами чтения: просмотровым,

 

ознакомительным, изучающим, поисковым;

 адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) объемом не менее 250–300 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;

 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 110–120 слов;

 создавать устные монологические высказывания объемом не менее 60 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

 участв-ть в диалоге, владеть разл. видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями;

 соблюдать в устной речи нормы соврем. русского литературного языка как государственного языка РФ; соблюдать в устной речи правила речев. этикета;

 создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5–7 или более предложений или объемом в 2–4 предложения сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,0–1,5 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

 создавать текст в жанре научного сообщения; оформлять деловые бумаги (заявление, расписка); осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

 редактировать тексты: редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

 соблюдать на письме нормы соврем. русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; письма по памяти объемом 20–25 слов; словарного диктанта объемом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объемом 100–110 слов, содержащего не более 16 орфограмм, 3–4 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми орфограммами); соблюдать на письме правила речевого этикета;

 распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетич. анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

 объяснять лексическое значение слова разными способами; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок; распознавать однозначные и многознач-е слова, омонимы, синонимы, антонимы; прямое и переносное значение слова;  характ-ть слово с точки зрения сферы его употребления и стилистической окраски; проводить лексич-ий анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, слова категории состояния в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, наречий, слов категории состояния; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

 распознавать словосочетания; простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языков. анализа и в речевой практике;

 анализ-ть текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадл-сти к функцион.-смысловому  типу речи; использовать знание основных

признаков текста и особенностей функцион.-смысловых типов речи в практике его создания;

 распознавать тексты разных функциональных разновидностей; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике.

     

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления, происхождения, активного и пассивного запаса, стилистической окраски.

 Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Работа со словарями различных видов.

Грамматическое значение слова.

 

Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Нормы произношения имен существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).

Нормы словоизменения имен существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Словообразование имен прилагательных. Нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).

 

Имя числительное как часть речи.

Общее грамматическое значение имени числительного.

Разряды имен числительных по значению. Разряды имен числительных по строению. Склонение количественных и порядковых имен числительных.

 Словообразование имен числительных. Синтаксические свойства имени числительного.

Роль имени числительного в речи. Правильное образование форм имен числительных.

Правильное построение словосочетаний типа «две ученицы», «обе книги и т. п. Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи. Употребление ь в именах числительных.

 

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения. Разряды местоимений.

 Склонение местоимений.

 Словообразование местоимений. Синтаксические свойства местоимения. Роль местоимений в речи.

Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета. Правильное употребление местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности).

Уместное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения.

 Правописание местоимений с не и ни. Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

 

Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение наречий.

Разряды наречий по значению.

Словообразование наречий. Синтаксические свойства наречий.

Роль наречий в тексте. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий.

Нормы образования степеней сравнения наречий.

Нормы употребления наречий с учетом точного лексического значения, лексической сочетаемости, стилистической окраски.

 Правописание наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; слитное или раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях; правописание суффиксов наречий; употребление ь на конце наречий после шипящих; правописание о е после шипящих в суффиксах наречий).

 Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

Общее грамматическое значение, морфологические 

признаки и синтаксическая роль слов категории состояния.

Роль слов категории состояния в речи.

 

Язык и речь.

 Средства связи предложений в тексте: притяжательные и указательные местоимения, видо-временная соотнесенность глагольных форм. Описание как тип речи.

Описание внешности человека.

 Описание помещения.

Описание природы.

 Описание местности.

Описание действия.

Официально-деловой стиль речи. Заявление. Расписка. Хочу такой сайт

Научный стиль речи. Словарная статья. Научное сообщение

3 год обучения 7 класс

В    результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

 владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в том числе для написания подробного изложения объемом не менее 200–250 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 120–140 слов);

 адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать во-просы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста;

 владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

 передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте;

 письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);

 владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

 адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных,

художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 300–350 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых  типов   речи

Русский язык как развивающееся явление.

Синтаксис. Синтаксический  разбор.

Пунктуация. Пунктуационный  разбор.  Лексика  и  фразеология.   Фонетика  и  орфография. Фонетический  разбор  слова. Словообразование  и  орфография. Морфемный   и  словообразовательный  разбор. Морфология  и  орфография.  Морфологический  разбор  слова.  Текст.  Диалог  как  текст.  Виды  диалога. Стили   литературного  языка.  Публицистический  стиль.

        Причастие как часть  речи. Склонение причастий  и  правописание  гласных  в  падежных  окончаниях   причастий. Причастный оборот. Выделение  причастного   оборота  запятыми. Описание  внешности  человека.

Действительные и страдательные причастия  Полные и краткие формы страдательных причастий.

Действительные  причастия  настоящего  времени. Гласные  в  суффиксах  действительных  причастий  настоящего  времени.

Действительные  причастия  прошедшего  времени.

Страдательные  причастия  настоящего  времени.  Гласные  в  суффиксах  страдательных  причастий  настоящего  времени.  Гласные  перед  Н  полных  и  кратких   страдательных  причастиях.  Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий   прошедшего  времени. Одна  букваН  в  отглагольных  прилагательных. Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  кратких  страдательных  причастий  и  в  кратких  отглагольных  прилагательных.

 Морфологический   разбор  причастия. Слитное и раз-дельное написание не с причастиями.  Буквы  е  и ё  после  шипящих  в  суффиксах   страдательных  причастий   прошедшего  времени. Повторение.

       Деепричастия как   часть  речи. Деепричастный оборот. Запятые   при  деепричастном  обороте.  Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного  вида. Деепричастия совершенного  вида. Морфологический   разбор  деепричастия. Повторение.

Наречие  как  часть  речи.  Разряды  наречий. Степени  сравнения  наречий.  Морфологический   разбор  наречия.  Слитное  и  раздельное  написание  НЕ  с  наречиями  на  -о  и –е.  Буквы  Е  и  И   в  приставках  НЕ  и НИ   отрицательных  наречий.  Одна  и  две  буквы  Н   в  наречиях  на  -о  и –е. 

Описание  действий.  Буквы  О  и  Е  после  шипящих  на  конце  наречий.  Буквы  о  и  а  на  конце  наречий.

Дефис   между   частями   слова  в  наречиях.  Слитное  и раздельное  написание  приставок  в  наречиях,  образованных  от  существительных  и  количественных   числительных.  Мягкий  знак   после  шипящих   на  конце  наречий.  Повторение.  Отзыв.  Учебный  доклад.  Категория  состояния  как  часть  речи. Морфологический   разбор  категории  состояния. Повторение.

владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;

 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120–130 слов;

 создавать устные монологические высказывания объемом не менее 70 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением; представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

 участвовать в диалоге на лингвистич. (в рамках изученного) и бытовые темы объемом не менее 4 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);

 владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии); участвовать в диалоге-запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге – сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику);

 соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка РФ; соблюдать в устной речи правила речевого этикета;

 создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6–7 или более предложений или объемом 4–5 предложения сложной структуры, если этот объем позволяет рас-крыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 1,5–2,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

 создавать текст в жанре научного сообщения; создавать тексты публицистических. жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция);

 осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

 редактировать тексты: редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

 соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка как государственного языка Рос-сийской Федерации (в том числе во время списывания текста объемом 100–110 слов; письма по памяти объемом 25–35 слов; словарного диктанта объемом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объемом 110–120 слов, содержащего не более 20 орфограмм, 4–5 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми ор-фограммами); соблюдать на письме правила речевого этикета;

 распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический. анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

 распознавать морфемы; определять способы словообразования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;

 объяснять лексическое. значение слова разными способами;

 объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного в 5–6 классах); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слова;

 распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту);

 характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистич. окраски; проводить лексич. анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в   речевой  практике

Самостоятельных  и  служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.  Употребление  предлогов. Производные и непроизводные предлоги.

 Простые и составные предлоги.   Морфологический  разбор  предлога.  Слитное   и  раздельное  написание  производных предлогов.

    Союз как служебная часть речи. Простые  и  составные  союзы.

 Союзы   сочинительные  и  подчинительные.

Запятая   между  простыми  предложениями  в  союзном   сложном  предложении.

Сочинительные  союзы.

Подчинительные  союзы.

Морфологический   разбор  союза. Слитное   написание  союзов   также,  тоже,  чтобы.  Повторение   сведений   о  предлогах  и  союзах.

     Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению.  Формообразующие  частицы.  Смыслоразличительные  частицы. Раздельное  и  дефисное   написание  частиц.  

Морфологический  разбор  частицы. Отрицательные  частицы  Не  и  Ни. Различение  частицы  НЕ  и приставки  НЕ-.   Частица  ни,  приставка  ни-,  союз  ни…ни. Повторение.

      Междометие  как  часть  речи.  

Дефис  в  междометиях.

  Знаки  препинания  при  междометиях.

Повторение  и  систематизация   изученного   в  5-7  классах

Разделы   науки  о  русском  языке. Текст  и  стили  речи.  Учебно-научная  речь. Фонетика. Графика. Лексика  и  фразеология.

Морфемика. Словообразование.

Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

 

Четвертый год обучения 8 класс

-      В результате четвертого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

-      владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебно- научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в том числе для написания подробного изложения объемом не менее 250–350 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 140–160 слов);

-      адекватно понимать прослушанные учебно- научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста;

-      владеть навыками информац. переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте; представлять содержание прослушанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;

-      письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);

-      владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым; адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально- смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) объемом не менее 350–400 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 130–140 слов;

-      создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог- сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

-      представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

-      участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации); владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии); участвовать в диалоге – запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики- стимулы; умение запросить дополнительную информацию); в диалоге – сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику);

-      соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка РФ; соблюдать в устной речи правила речевого этикета;

-      создавать тексты различных функционально- смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение, рассуждение-размышление) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения- миниатюры объемом 7–8 или более предл-й или объемом 5–6 предл-й сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 2,0–3,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

-      создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (расписка, доверенность); осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

-      редактировать тексты: редактировать собственные тексты с целью совершенствования  их содержания и формы; со- поставлять исходный и отредактированный тексты;

-      соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации (в том числе во время списывания

текста объемом 110–120 слов; письма по памяти объемом 35–40 слов; словарного диктанта объемом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объемом 120– 150 слов, содержащего не более 24 орфограмм, 4–5 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми орфограммами); соблюдать на письме правила речевого этикета;

-      распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетич. анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

-      распознавать морфемы; определять способы слово- образования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;

-      объяснять лексическое значение слова разными способами; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слова;

-      распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту); характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении раз- личных видов языкового анализа и в речевой практике;

-      распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

-      распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

-распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные;

-распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;

-распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями, междометиями; сложные предложения; конструкции с чужой речью;

- распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ, наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные; -распознавать односоставные предложения, морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;   анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические)

 

использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;  распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Русский речевой этикет.

Понятие о национальной обусловленности норм речевого этикета.

 

Синтаксис как раздел лингвистики. Пунктуация как раздел правописания. Основные правила пунктуации в русском языке.

 

Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Типы подчинительной связи слов в словосочетании.

Грамматическая синонимия словосочетаний.

Лексическая сочетаемость слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.

 

Основные признаки предложения. Средства оформления предложения в устной и письменной речи.

 Нормы построения простого предложения.

Инверсия. Употребление простых предложений в тексте.

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности.

Виды предложений по количеству грамматических основ.

Виды простых предложений по наличию главных членов.

Виды предложений по наличию второстепенных членов. Предложения полные и неполные. Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях. Использование риторического восклицания   как       экспрессивно-стилистического средства. Использование вопросно-ответной формы как средства выразительности в текстах публицистического стиля. Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации неполного предложения.

Грамматическая основа предложения (обобщение). Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинство меньшинство, количественными сочетаниями.

Второстепенные члены предложения, их виды. Определение как второстепенный член предложения. Определения согласованные и несогласованные. Приложение как особый вид определения. Дополнение как второстепенный член предложения. Дополнения прямые и косвенные. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств. Нормы пунктуационного оформления приложения.

 

 

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Назывное предложение. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Безличное предложение. Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений. Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений. Употребление односоставных предложений в речи.

 

Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бес- союзная связь однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения.

 

Предложения с обобщающими словами при однородных членах. Нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым. Нормы согласования однородных сказуемых с подлежащим. Нормы построения предложений с одно- родными членами, связанными двойными союзами не только но и, как так и др. Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов. Нормы постановки знаков препинания в простом и  сложном предложениях с союзом и. Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уместное употребление в речи разных типов сочетания однородных членов.

 

Обособление. Виды обособленных членов предложения. Нормы обособления согласованных определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций. Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

   

Вводные конструкции. Группы вводных конструкций по значению. Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений. 

 

Вставные конструкции. Обращение. Распространенное и нераспространенное обращение. Основные функции обращения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет. Нормы построения предложений с  вводными и вставными конструкциями, обращениями, междометиями. Нормы обособления вводных и вставных конструкций, обращений и междометий. Употребление предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи.

Основные жанры разговорной речи.

 

Нормы речевого этикета в разговорной речи.

Использование мимики, жестов в раз- говорной речи.

Характеристика официально-делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля речи: расписка, доверенность, резюме, автобиография, характеристика.

 

Характеристика научного стиля речи. Основные жанры научного стиля речи: реферат, доклад на научную тему. Сочетание различных стилей в тексте. Средства связи предложений в тексте. Употребление языковых средств в официально-деловых текстах (расписка, доверенность), научных текстах (доклад на научную тему).

Пятый год обучения 9 класс

В результате пятого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

 владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – учебно-научных, художественных, публицистич. текстов различных функционально-смысловых типов речи (в том числе для написания подробного изложения объемом не менее 350 слов; для написания сжатого изложения объемом не менее 160–180 слов);

 адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста;

 владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письм. форме; выделять главную и второстеп. информацию в прослушанном тексте; выделять явную и скрытую информацию в прослушанном тексте; представлять содержание прослушанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;

 письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с заданной степенью свернутости;

 владеть различными видами чтения; адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) объемом не менее 400–450 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

 владеть навыками информационной переработки прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте; выделять явную и скрытую информацию в прочитанном тексте; представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 140–150 слов;

 создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

 владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями; участвовать в диалоге (не  менее 5 реплик) – запросе информации (формулировать вопрос; уместно использовать разнообразные ре-лики-стимулы; запрашивать дополнительную информацию); диалоге – сообщении информации (строить информативно значимый текст; логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; привлекать и удерживать внимание; правильно обращаться к собеседнику);

 обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой деятельности, согласованно распределять части работы;

 соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации; соблюдать в устной речи правила речевого этикета;

 создавать тексты различных функцион.-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8-10 или более предложений или объемом 6-7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0-4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (заявление, расписка); составлять тезисы, конспект, аннотацию, реферат; осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

 редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

 соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации (в том числе во время списывания текста объемом 110–120 слов; письма по памяти объемом 40–50 слов; словарного диктанта объемом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объемом 150–170 слов, содержащего не более 24 орфограмм, 15 пунктограмм и не более 15 слов с непроверяемыми орфограммами); соблюдать на письме правила речевого этикета;

 распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетич. анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

 распознавать морфемы; определять способы словообразования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;

 объяснять лексич. значение слова разными способами; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слова; распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение, ирония);

 характер-ть слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистич. окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

 распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании; распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями, междометиями; сложные предложения; конструкции с чужой речью; распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ, наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные; распознавать односоставные предложения; распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; распознавать бессоюзные и союзные предложения, предложения с разными видами связи; виды сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений; виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; различать подчинительные союзы и союзные слова; распознавать прямую и косвенную речь; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

 анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности, относительной законченности и др.; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст (или текстовой фрагмент) с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические);

 использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста; распознавать тексты разных стилей речи; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, расписка, доверенность, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, заметка, резюме, автобиография, характеристика); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике .

Русский язык – национальный язык русского народа.

 

Русский язык – форма выражения национальной культуры.

Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

 

Понятие об этико-речевой норме. Нормативные словари современного русского литературного языка разных типов.

Современные орфоэпические словари. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение).

Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слова. Основные

словообразовательные нормы современного русского литературного языка (обобщение).

Употребление словообразовательных изобразительно-выразительных средств в речи.

Лексический анализ слова.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение).

Употребление лексических изобразительно-выразительных средств в речи.

 

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке (обобщение).

Основные морфологические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Употребление морфологических изобразительно-выразительных средств в речи.

 

Сложное предложение.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Знаки препинания в сложных предложениях (обобщение).

 

Сложносочиненное предложение, его строение.

Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Основные нормы построения сложносочиненного предложения. Грамматическая синонимия сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

 Употребление сложносочиненных предложений в речи.

 

Сложноподчиненное предложение, его строение.

Главная и придаточная части предложения.

Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной  и обстоятельственной.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

 Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Основные нормы построения сложноподчиненного предложения. Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами.

Употребление сложноподчиненных предложений в речи.

 Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

 

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения.

 Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.

Употребление бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

 

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи. Употребление сложных предложений с разными видами связи в речи.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

 

Прямая и косвенная речь.

 Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

 

Цитирование.

 Способы включения цитат в высказывание. Основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 Знаки препинания при цитировании.

Информационная обработка текстов: тезисы, конспект, аннотация, реферат. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте. Официально-деловой стиль речи. Резюме.

Автобиография. Характеристика.

Язык художественной литературы.

 Сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении.

Нормы построения текстов, принадлежащих к различным типам, стилям речи.

 

Нормы построения тезисов, конспекта, аннотации, реферата.

Употребление языковых средств выразительности в текстах,  принадлежащих к различным типам, стилям речи.

 

Нормы построения текстов официально-делового стиля речи (резюме, автобиография, характеристика).

 Русский язык 10-11кл

I. Введение

1. Общие сведения о языке.

*                   Язык и культура. Язык и история народа.

*                   Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

*                   Проблемы экологии языка.

*                   Русский  язык  в  современном  мире.  Функции  русского  языка  как учебного предмета.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые - русисты.

II. Система русского языка

*                   Язык как система. Основные уровни русского языка.

*                   Фонетика  русского  языка,  орфоэпия,  лексика  и  фразеология, морфемика и словообразование, грамматика.  Морфология и синтаксис. Лексикография. Орфография и пунктуация. Повторение изученного.

III. Речь

*                   Понятие  о русском  литературном  языке  и  языковой норме. Основные требования  к  речи:  правильность,  точность,  выразительность, уместность  употребления  языковых  средств.  Функциональные  стили речи и их основные особенности.

*                   Типы  норм  (орфоэпические,  акцентологические,  лексико  -фразеологические,  грамматические,  стилистические,  орфографические и пунктуационные).

*                   Основные  нормы  современного  литературного  произношения  и ударения в русском языке.

*                   Нормативное  употребление  форм  слова,  слов  и  фразеологизмов.

*                   Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа.

*                   Употребление  слов  и  фразеологических  оборотов  в  строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

*                   Нормы  русского  правописания. Роль  лексического  и  грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

*                   Роль  пунктуации  в  письменном  общении.  Смысловая  роль  знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

*                   Выразительность  русской  речи.  Источники  ее  богатства  и выразительности.

*                   Выразительные  средства  русской  фонетики.  Благозвучие  речи. Звукопись  как  изобразительное  средство.  Роль  ударения  в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

*                   Выразительные  словообразовательные  средства.  Индивидуальные новообразования; использование их в художественной речи.

*                   Выразительные  средства  лексики  и  фразеологии.  Основные  виды тропов и использование их мастерами русского слова. Стилистическая окраска  слова  и  фразеологизма.  Изобразительные  возможности синонимов,  антонимов,  паронимов,  омонимов.  Особенности употребления  фразеологизмов  в  речи.  Крылатые  слова,  пословицы  и поговорки и использование их в речи.

*                   Выразительные средства грамматики.

*                   Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской  речи.  Изобразительно  -  выразительные  возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

*                   Стилистические  функции  порядка  слов.  Стилистические  фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(411)43-24-190

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».