Литература
Литературное
чтение 1-4кл
1)
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3)
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4)
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух
и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5)
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Литература 5-9кл
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования
предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в
способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной
из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю,
мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в
целом);
обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры
своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
развитие способности понимать
литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные
традиции;
овладение процедурами
эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие
результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у
обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в
скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих
классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль
произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами
пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции,
основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать
систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные
изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности
языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую
специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание
нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики
произведений (7–9 кл.);
выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно
переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров
(8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы
авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
«читателем» как адресатом произведения
(в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными
теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение
пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный
или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем
уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта,
доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы,
создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации
дискуссии (в каждом классе – на своем
уровне);
выражать личное отношение к
художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом
классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и
наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном
образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями,
справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9
кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При оценке предметных результатов
обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней
сформированности читательской культуры.
I уровень определяется
наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как
истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»).
Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной
«распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с
житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает
основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения
эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями
читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые
вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко
выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества
последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется
слабо.
К основным видам деятельности,
позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся
акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в
устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному
алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и
ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют
следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий
фрагмент;
определите, какие события в
произведении являются центральными;
определите, где и когда
происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется
герой произведения, прокомментируйте слова героя;
выделите в тексте наиболее
непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
ответьте на поставленный
учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите,
перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности
читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает
обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей,
однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствуют
У читателей этого уровня
формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в
произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы
художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять
связи между ними. Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на
вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения,
пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания
темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности,
позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное
выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий
(нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение
выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи
между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически
последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших
прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение
целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют
следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите,
перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
покажите, какие особенности
художественного текста проявляют позицию его автора;
покажите, как в художественном
мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека
реальности, так и внутреннего мира человека);
проанализируйте фрагменты,
эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
сопоставьте, сравните, найдите
сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
определите жанр произведения,
охарактеризуйте его особенности;
дайте свое рабочее определение
следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне
читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки
теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения
(например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра),
но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и
авторской позиции.
III уровень определяется умением
воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его
в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель,
достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл
произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?)
произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно
такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем
сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном
произведении?».
К основным видам деятельности,
позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или
письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла
произведения как художественного целого; создание эссе,
научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии,
сценария и т.п.
Условно им соответствуют
следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите,
перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
определите художественную функцию
той или иной детали, приема и т. п.;
определите позицию автора и
способы ее выражения;
проинтерпретируйте выбранный
фрагмент произведения;
объясните (устно, письменно)
смысл названия произведения;
озаглавьте предложенный текст (в
случае если у литературного произведения нет заглавия);
напишите сочинение-интерпретацию;
напишите рецензию на
произведение, не изучавшееся на уроках литературы..
Понимание текста на этом уровне
читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов
художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и
специфическими художественными средствами).
Разумеется, ни один из
перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем
не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников,
обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе
литературного образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень;
читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов
третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном
образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества
его результатов.
Успешное освоение видов учебной
деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность
демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для
определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя
степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения
описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем
достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий,
сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания
(определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и,
в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет
уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика
на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
ЛИТЕРАТУРА 10-11кл
Базовый
уровень
Изучение литературы на
базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение
следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности,
готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной
деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике
литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия
художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных
произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об
историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого в его
историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных
знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в
образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует
общие цели и способствует решению специфических задач:
-
обогащение духовно-нравственного опыта и
расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и
русской литературы;
-
формирование умения соотносить
нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их
сходство и национально обусловленное своеобразие художественных решений;
-
совершенствование речевой деятельности
учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским
литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Требования к уровню подготовки
выпускников
Выпускник на базовом
уровне научится:
демонстрировать знание произведений
русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме
обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор
художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему
(темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
• использовать для раскрытия
тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение
текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой
выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
• определять контекстуальное
значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая
переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор
определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для
осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо
заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную
деятельность:
• давать развернутые ответы на
вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в
сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные
интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом
уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный
комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов
музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное
произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного
развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное
произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм
или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом
уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской
литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей
отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах,
в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в
литературоведении;
об историко-литературном процессе
XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных
чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые
факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев,
ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и
отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях
литературы с историческим периодом, эпохой.
В образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным,
ученик должен уметь:
- соотносить
нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные
черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
- самостоятельно
переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя
адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать
устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы,
давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского
языка;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- создания
связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
- участия
в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного
знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической
значимости;
- определения
своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.