Изобразительное искусство (Рисование)
Изобразительное
искусство 1-4кл
1)
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2)
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
3)
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
4)
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации
и пр.).
Изобразительное
искусство 5-7кл
Выпускник научится:
характеризовать особенности
уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов,
мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные
изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных
праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного
убранства русской избы;
создавать цветовую композицию
внутреннего убранства избы;
определять специфику образного
языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные
варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного
праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком
декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные,
орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя
традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического
повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками
выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в
процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных
композиций;
распознавать и называть игрушки
ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный
художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и
украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного
орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы
декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности
русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве
материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных
элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать
несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и
временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и
пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему
в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и
понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом
изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы,
чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все
выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с
помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного
изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета
(силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения
геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых
предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как
важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство
построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света
характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения
графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте
собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах
передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
применять перспективу в
практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных
сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего
вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически
переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных
зарисовок;
различать и характеризовать
понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на
пленэре;
использовать цвет как инструмент
передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит
является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции,
наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства
художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон,
цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как
целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение
размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в
его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь,
акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать
первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать
понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр,
импрессионизм;
различать и характеризовать виды
портрета;
понимать и характеризовать основы
изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с
доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве
средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения
при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму
предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета
и группы предметов;
использовать графические
материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности
освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического
построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских
и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном
изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей
восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с
пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на
восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства)
об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при
работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя
разнообразные графические материалы;
характеризовать
сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат
наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема»,
«содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным
навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия
«тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать
основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр
как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как
воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько
классических произведений и называть имена великих русских мастеров
исторической картины;
характеризовать значение
тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества
великих русских художников в создании образа народа, в становлении
национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких
известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные
произведения;
творческому опыту по разработке и
созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке
художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания
композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных
темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и
нравственном значении в культуре;
называть имена великих
европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать
произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль
монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях
художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать
выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой
Отечественной войне;
творческому опыту лепки
памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому
герою;
анализировать
художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX
века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и
пространственные искусства;
понимать разницу между
реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве
иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А.
Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного
иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для
иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений,
характерные детали быта и т.д.);
представлениям об
анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
опыту художественного творчества
по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и
характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и
пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных
объемов в здании;
понимать единство художественного
и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и
рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы
развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык
архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые
формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию
как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное
изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых
пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные
соединительные элементы;
применять навыки
формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из
бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты
объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие
композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии
цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое
значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского
объекта;
приобретать общее представление о
традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы
садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории
русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ
искусства флористики;
понимать основы краткой истории
костюма;
характеризовать и раскрывать
смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения
объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать
новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования
архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте
дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и
технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и
исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать
памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские
традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать
архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать
особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея
Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники
шатрового зодчества;
характеризовать особенности
церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных
традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом
(индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции
в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности
разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по
воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом
монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная
скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
сравнивать, сопоставлять и
анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении
художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком
разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры
XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые
термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII –
XIX веков;
выявлять и называть характерные
особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и
особенности московского барокко;
создавать разнообразные
творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность
научиться:
активно использовать язык
изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения
содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира,
технологии и др.);
владеть диалогической формой
коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения
изобразительного искусства;
различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности,
выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для
установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в
полиграфии;
различать формы полиграфической
продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное,
фотографическое);
проектировать обложку книги,
рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную
композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских
живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать
произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII
– XIX веков;
называть имена выдающихся русских
художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся
художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских
художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности
исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения
искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую
произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в
архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки
формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги,
картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной
плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских
художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники
монументальной скульптуры;
создавать разнообразные
творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные
направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные
художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в
истории культуры;
осознавать главные темы искусства
и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы;
применять творческий опыт
разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и
новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в
архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по
воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом
монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная
скульптура);
использовать выразительный язык
при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие
художественные музеи мира и России;
получать представления об
особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной
работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как
вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и
грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских
художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности
художественной фотографии;
различать выразительные средства
художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу
экранных искусств;
характеризовать принципы
киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и
документальный фильм;
называть имена мастеров
российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский.
С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства
телевидения;
понимать различия в творческой
работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о
типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике
любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов,
грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе
большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией
спектакля;
использовать элементарные навыки
основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса,
плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной
практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины
пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной
обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять
синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в
создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания
по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные
навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские
навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового
ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения
режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной
съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать
сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.