Обществознание
Обществознание 6-9кл
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о
биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные
периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях
выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать
конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов
деятельности человека;
выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность
научиться:
выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в
жизни человека и общества;
оценивать последствия
удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы
причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные
последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать
выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах
взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе
приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних
форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;
различать экономические,
социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные
познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический
кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического
кризиса;
на основе полученных знаний
выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных
средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами
опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность
научиться:
наблюдать и характеризовать
явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные
связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного
развития;
осознанно содействовать защите
природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм
как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных
норм;
характеризовать основные нормы
морали;
критически осмысливать информацию
морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма,
гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни
современного общества;
характеризовать специфику норм
права;
сравнивать нормы морали и права,
выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса
социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося
поведения;
описывать негативные последствия
наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность
научиться:
использовать элементы
причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на
развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость
здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие
отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной
культуры;
объяснять причины возрастания
роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в
современном обществе;
различать уровни общего
образования в России;
находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа;
описывать духовные ценности
российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость
непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные
потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в
современном обществе;
характеризовать особенности
искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность
научиться:
описывать процессы создания,
сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные
направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения
и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как
шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в
обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие
социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие
направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие
социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и
достигаемых статусов;
описывать основные социальные
роли подростка;
конкретизировать примерами
процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные
отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных
конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на
конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов
семьи;
характеризовать основные
слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность
научиться:
раскрывать понятия «равенство» и
«социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать
собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное
отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использовать элементы
причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную
информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни
общества;
различать и сравнивать различные
формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам
государственно-территориального устройства;
различать различные типы
политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах
основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической
партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы
участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность
научиться:
осознавать значение гражданской
активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки
политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное
устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны,
описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования
органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского
народа;
объяснять и конкретизировать
примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать
примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение
патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные
обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность
научиться:
аргументированно
обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в
мире;
использовать знания и умения для
формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
Основы российского
законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему
российского законодательства;
раскрывать особенности
гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские
правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового
договора;
разъяснять на примерах
особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и
обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности
уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды
преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной
ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на
образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные
практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные
практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность
научиться:
на основе полученных знаний о
правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к
закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка
и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите
правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности
экономических ресурсов;
различать основных участников
экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и
наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на
производительность труда;
характеризовать основные
экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм
рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов,
выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в
регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать
примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и
их роль в экономике;
раскрывать
социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об
экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления
и процессы;
формулировать и аргументировать
собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные
знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи;
анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания
при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь
профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность
научиться:
анализировать с опорой на
полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из
неадаптированных источников;
выполнять практические задания,
основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с
позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные
знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической
сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные
знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий
в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и
возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10-11кл
Базовый уровень
В
результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам,
иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами
морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль
в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных
этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры
основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты
деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора,
выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального
познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль
мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать
факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и
науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к
роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система.
Характеризовать общество как целостную развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и
оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость
социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных
общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности,
причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.