География
География 5-9кл
Выпускник научится:
выбирать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках
географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-
и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую
информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую
информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах
(в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники
географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-
и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и
закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения
и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и
процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет
количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и
процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,
основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов
измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и
направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
различать изученные
географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты,
процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их
простейшую классификацию;
использовать знания о
географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать,
приводить примеры) изученные демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и
стран;
использовать знания о населении и
взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и
взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы
и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов,
отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и
различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов
природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и
устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной
экономической зоной России;
оценивать воздействие
географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы,
жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом,
зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач
по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы
и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности
взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов
природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и
обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об
особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об
особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий
России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать,
приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие
динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения
населения по территории страны, географические различия в уровне занятости,
качестве и уровне жизни населения;
использовать знания о
естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном
составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни;
находить и распознавать ответы на
вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них
проявление тех или иных демографических и социальных процессов или
закономерностей;
различать (распознавать)
показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную
структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах
размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для
объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры
хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и
отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать
особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы,
населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели
воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения
России с мировыми показателями и показателями других стран;
уметь ориентироваться при помощи
компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения
азимута;
описывать погоду своей местности;
объяснять расовые отличия разных
народов мира;
давать характеристику рельефа
своей местности;
уметь выделять в записках
путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных
видов связи, применять современные виды
связи для решения учебных и практических
задач по географии;
оценивать место и роль России в
мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность
научиться:
создавать простейшие
географические карты различного содержания;
моделировать географические
объекты и явления;
работать с записками, отчетами,
дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения
(презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в
мегаполисе и в природе;
использовать знания о
географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие
роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических
проблем человечества; примеры практического использования географических знаний
в различных областях деятельности;
воспринимать и критически
оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе
и средствах массовой информации;
составлять описание природного
комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке
точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и
негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и
стран;
объяснять закономерности
размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и
социально-экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем
изменения географического положения России, обусловленные мировыми
геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также
развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры
изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их
доступности;
делать прогнозы трансформации
географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты
основные формы рельефа;
давать характеристику климата
своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские
бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
выдвигать и обосновывать на
основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения
России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда
и ее динамику;
объяснять различия в
обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
выдвигать и обосновывать на
основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой
и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути
решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения,
сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в
решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое
положение и перспективы развития России.
ГЕОГРАФИЯ. 10-11кл
Базовый уровень
В
результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник
на базовом уровне научится:
понимать
значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
определять
количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
сопоставлять
и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов
и явлений;
сравнивать
географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять
закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических
процессов и явлений на основе картографических и статистических источников
информации;
раскрывать
причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять
и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять
и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать
изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать
задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
оценивать
демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах
мира;
объяснять
состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и
их частей;
характеризовать
географию рынка труда;
рассчитывать
численность населения с учетом естественного движения и миграции населения
стран, регионов мира;
анализировать
факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных
стран и регионов мира;
характеризовать
отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить
примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять
принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя
показатель внутреннего валового продукта;
оценивать
ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать
место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать
роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических
и политических отношений;
объяснять
влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового
хозяйства.
Выпускник
на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в
географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе
сравнения;
переводить
один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения
географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять
географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
делать
прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов;
выделять
наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать
научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
понимать
и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
оценивать
характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать
сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать
и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных
отношений;
оценивать социально-экономические последствия
изменения современной политической карты мира;
оценивать
геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими
процессами, происходящими в мире;
оценивать
изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать
влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать
региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать
основные направления международных исследований малоизученных территорий;
выявлять
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России,
ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать
принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
давать
оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем
человечества.