Физика
Физика 7-9кл
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и
охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных
физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина,
единицы измерения;
распознавать проблемы, которые
можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы
проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию
физических явлений или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;
собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении
исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как
датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом
случае не требуется.
понимать роль эксперимента в
получении научной информации;
проводить прямые измерения
физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура,
атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный
фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная
программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных
физических величин.
проводить исследование
зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом
конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
проводить косвенные измерения
физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и
анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации
практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных
физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их
объяснения;
понимать принципы действия машин,
приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в
повседневной жизни;
использовать при выполнении
учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные
материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность
научиться:
осознавать ценность научных
исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее
вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения
физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения
физических величин по величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
самостоятельно проводить
косвенные измерения и исследования физических величин с использованием
различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с
учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения,
адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
воспринимать информацию
физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные
и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления
и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения,
свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых
тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс,
волновое движение (звук);
описывать изученные свойства тел
и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение,
скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила
(сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
анализировать свойства тел,
механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение
равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса,
закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки
изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
решать задачи, используя
физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества,
сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина
волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность
научиться:
использовать знания о
механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости
физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон
сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда
и др.);
находить адекватную предложенной
задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по
механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и
объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении),
большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность,
конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества,поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры
кипения от давления;
описывать изученные свойства тел
и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная
теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел,
тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного
учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных
физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического
использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон
сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины
(количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная
теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы
и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность
научиться:
использовать знания о тепловых
явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций;
различать границы применимости
физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических
законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность
использования частных законов;
находить адекватную предложенной
задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о
тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи
методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные
явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов,
электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное),
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на
проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического
поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
составлять схемы электрических
цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ,
резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
использовать оптические схемы для
построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел
и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд,
сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное
сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны
и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел,
электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического
использования физических знаний о электромагнитных явлениях
решать задачи, используя
физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,
формулы расчета электрического сопротивления припоследовательном и параллельном
соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Выпускник получит возможность
научиться:
использовать знания об
электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости
физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон
сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных
законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения
физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной
задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при
помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и
объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и
γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
описывать изученные квантовые
явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период
полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
анализировать квантовые явления,
используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа,
закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки
планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в
природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных
реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность
научиться:
использовать полученные знания в
повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных
ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния
радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра
и различать условия его использования;
понимать экологические проблемы,
возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих
проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
указывать названия планет
Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного
неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
понимать различия между
гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность
научиться:
указывать общие свойства и
отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и
больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного
неба;
различать основные характеристики
звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении
Солнечной системы.
ФИЗИКА 10-11кл
В
результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне
научится:
демонстрировать
на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины
мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности
людей;
демонстрировать
на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
устанавливать
взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели
для их описания и объяснения;
использовать
информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных
и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и
критически ее оценивая;
различать
и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного
познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории),
демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить
прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы
с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать
значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным
формулам;
проводить
исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и
определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную
зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
использовать
для описания характера протекания физических процессов физические величины и
демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать
для описания характера протекания физических процессов физические законы с
учетом границ их применимости;
решать
качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели,
физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения
(доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать
расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия
задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы,
необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять
полученный результат;
учитывать
границы применения изученных физических моделей при решении физических и
межпредметных задач;
использовать
информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках
изученных машин, приборов и других технических устройств для решения
практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать
знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться:
понимать
и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и
место в ряду других физических теорий;
владеть
приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
характеризовать
системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство,
время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать
гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
самостоятельно
планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать
глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
решать
практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором
физической модели, используя несколько физических законов или формул,
связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
объяснять
принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять
условия применения физических моделей при решении физических задач, находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Выпускник на углубленном уровне
научится:
объяснять
и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины
мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности
людей;
характеризовать
взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
характеризовать
системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство,
время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
понимать
и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и
место в ряду других физических теорий;
владеть
приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
самостоятельно
конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез,
рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
самостоятельно
планировать и проводить физические эксперименты;
решать
практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой
как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с
избыточной информацией;
объяснять
границы применения изученных физических моделей при решении физических и
межпредметных задач;
выдвигать
гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
характеризовать
глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые,
экологические, и роль физики в решении этих проблем;
объяснять
принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических
устройств;
объяснять
условия применения физических моделей при решении физических задач, находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Выпускник на углубленном
уровне получит возможность научиться:
проверять
экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель
исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
описывать
и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов
информацию, определять ее достоверность;
понимать
и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
решать
экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня
сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие
физические величины;
анализировать
границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных
законов и ограниченность использования частных законов;
формулировать
и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
усовершенствовать
приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
использовать
методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические
методы для обработки результатов эксперимента.