Биология
Биология 5-9кл
В результате изучения курса
биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться
научными методами для распознания биологических проблем; давать научное
объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли
в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами,
собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;
ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой
биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями,
имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по
истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы:
оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете
биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки
использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов
(на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных
задач.
Выпускник получит возможность
научиться:
осознанно использовать знания
основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
ориентироваться в системе
познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в
научно-популярной литературе, средствах массовой информации и
Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные
и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки
биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов,
бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить
доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и
бактерий;
аргументировать, приводить
доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию
биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в
практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения
и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления
биологических объектов;
выявлятьпримерыи раскрывать
сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различатьпо внешнему виду, схемам
и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты
(растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между
особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической
науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные
правила поведения в природе;
анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
знать и соблюдать правила работы
в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность
научиться:
находить информацию о растениях,
животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и
проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,
включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать
ее.
использовать приемы оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах
животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания
культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание,
эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания
основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные
и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при
решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
выделять существенные признаки
биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов
человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить
доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с
животными;
аргументировать, приводить
доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить
доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний,
травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек
разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных
артефактов;
выявлятьпримерыи пояснять проявление
наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и
изменчивости, присущей человеку;
различатьпо внешнему виду, схемам
и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы
органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
сравнивать биологические объекты
(клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание,
дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между
особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической
науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить
исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные
принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние
факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы
оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы
в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность
научиться:
объяснять необходимость
применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при
отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и
жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических
словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью
других людей;
находить в учебной,
научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме
человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью
своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные
и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при
решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности
организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические
закономерности
Выпускник научится:
выделять существенные признаки
биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных
для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить
доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию
биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной
систематической группе;
раскрывать роль биологии в
практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни
человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения
и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и
функционирования;
объяснять механизмы
наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс
видообразования;
различатьпо внешнему виду, схемам
и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты,
процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между
особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической
науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные
правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе;
описывать и использовать приемы
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними в агроценозах;
находить в учебной,
научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе,
оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы
в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность
научиться:
понимать экологические проблемы,
возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих
проблем;
анализировать и оценивать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью
своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам
общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее,
переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному
здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
создавать собственные письменные
и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны
окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при
решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими
проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии,
медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
БИОЛОГИЯ 10-11кл
В результате изучения учебного
предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне
научится:
раскрывать на примерах роль
биологии в формировании современной научной картины мира и в практической
деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь
между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать
взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и
описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями:
клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы
научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты
по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты
экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на
основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки
гипотез;
сравнивать биологические объекты
между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
обосновывать единство живой и
неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей
среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ
основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов,
нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и
эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях;
устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать
многообразие клеток;
распознавать популяцию и
биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных
растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие
организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические
объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы
питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных
заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов;
объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;
сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические,
физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию
экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ
и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства
необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны
окружающей среды;
оценивать достоверность
биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую
информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических
задач;
представлять биологическую
информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на
основании представленных данных;
оценивать роль достижений
генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в
собственной жизни;
объяснять негативное влияние
веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие
человека;
объяснять последствия влияния
мутагенов;
объяснять возможные причины
наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне
получит возможность научиться:
давать научное объяснение
биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя
биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные
направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в
практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки
(митоз и мейоз);
решать задачи на построение
фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по
участку ДНК;
решать задачи на определение
количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед
началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных
организмов);
решать генетические задачи на
моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания,
применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и
символику;
устанавливать тип наследования и
характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы
наследственности;
оценивать результаты
взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия
деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и
целых природных сообществ.
Выпускник на углубленном уровне
научится:
оценивать роль биологических
открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности
людей;
оценивать роль биологии в
формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы
развития биологии;
устанавливать и характеризовать
связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на
живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения,
законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую
деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать
существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и
функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного
метаболизма;
решать задачи на определение
последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК,
последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях
матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях,
которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности
нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки;
решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала
(хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного
цикла;
выявлять существенные признаки строения
клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь
строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь
пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и
энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в
клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на
дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом)
наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и
закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных
заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких
заболеваний;
сравнивать разные способы
размножения организмов;
характеризовать основные этапы
онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные
признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль
изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных
методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов
микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости
и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как
единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и
свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ
и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в
зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию
по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость
устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и
этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии;
обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического
содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую
информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на
основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму,
схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне
получит возможность научиться:
организовывать и проводить
индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать
индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
прогнозировать последствия
собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности
жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных;
изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в
решении учебных и исследовательских задач информацию о современных
исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость
синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной
цивилизации;
моделировать изменение экосистем
под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе
исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на
экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные
компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения
опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит
биология как учебный предмет.