Химия
Химия 8-9кл
Выпускник научится:
характеризовать основные методы
познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых,
жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных
химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое
вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя
знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов
сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические
явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их
формулам;
определять валентность атома
элемента в соединениях;
определять тип химических
реакций;
называть признаки и условия
протекания химических реакций;
выявлять признаки,
свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического
опыта;
составлять формулы бинарных
соединений;
составлять уравнения химических
реакций;
соблюдать правила безопасной
работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой;
вычислять относительную
молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю
химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или
массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и
химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и
водород;
распознавать опытным путем
газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий
«тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и
химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия
«раствор»;
вычислять массовую долю
растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с
определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных
классов неорганических веществ;
характеризовать физические и
химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот,
оснований, солей;
определять принадлежность веществ
к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических
соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие
химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем
растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между
классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического
закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл
атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в
периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности
изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и
главных подгрупп;
характеризовать химические
элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической
системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов
первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий:
«химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость
физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в
неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул
веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион»,
«катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая
диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление»,
«восстановление»;
определять степень окисления
атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории
электролитической диссоциации;
составлять уравнения
электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса
электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные
ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания
реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие
качественный состав различных веществ;
определять окислитель и
восстановитель;
составлять уравнения
окислительно-восстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на
скорость химической реакции;
классифицировать химические
реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению,
собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа,
аммиака;
распознавать опытным путем
газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по
их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического
загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни
определять возможность протекания
реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом,
металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность
научиться:
выдвигать и проверять
экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и
строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах
различных химических реакций;
характеризовать вещества по
составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между
данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные
ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность
вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом
степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций,
соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных
классов;
выдвигать и проверять
экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на
изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания
для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные
ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач
по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной
информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических
знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения
предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств
бытовой химии и др.
ХИМИЯ 10-11кл
В результате изучения учебного
предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на
базовом уровне научится:
раскрывать
на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности человека;
демонстрировать
на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать
на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать
физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе
объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ
от электронного строения атомов;
объяснять
причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и
строении;
применять
правила систематической международной номенклатуры как средства различения и
идентификации веществ по их составу и строению;
составлять
молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей
информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному
классу соединений;
характеризовать
органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить
примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных
представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
прогнозировать
возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической
связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать
знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного
применения в практической деятельности;
приводить
примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного
газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука,
ацетатного волокна);
проводить
опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты,
непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и
косметических средств;
владеть
правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным
оборудованием;
устанавливать
зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от
различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
приводить
примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить
примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных
процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить
примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых
веществ – металлов и неметаллов;
проводить
расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и
по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его
состав;
владеть
правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
осуществлять
поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам
веществ;
критически
оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях
средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с
точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
представлять
пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических,
сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник
на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать
на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных
исторических этапах ее развития;
использовать
методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских
задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических
веществ;
объяснять
природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
устанавливать
генетическую связь между классами органических веществ для обоснования
принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава
и строения;
устанавливать
взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических
знаний.
Выпускник
на углубленном уровне научится:
раскрывать
на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
иллюстрировать
на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных
исторических этапах ее развития;
устанавливать
причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в
соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
анализировать
состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических
теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения
атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований;
устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его
составом и строением;
применять
правила систематической международной номенклатуры как средства различения и
идентификации веществ по их составу и строению;
составлять
молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
объяснять
природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
характеризовать
физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать
зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
характеризовать
закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных
соединений, высших оксидов и гидроксидов;
приводить
примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства
неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области
применения;
определять
механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать
возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и
активности реагентов;
устанавливать
зависимость реакционной способности органических соединений от характера
взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
устанавливать
зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от
различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
устанавливать
генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических
соединений заданного состава и строения;
подбирать
реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать
лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и
органических веществ;
определять
характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и
приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека,
биологических обменных процессах и промышленности;
приводить
примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных
процессах и жизнедеятельности организмов;
обосновывать
практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в
промышленности и быту;
выполнять
химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и
органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в
соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами
и лабораторным оборудованием;
проводить
расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение
молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой
доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества
вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет
примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества
вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества;
использовать
методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и
явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания органических веществ;
владеть
правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
осуществлять
поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам
веществ;
критически
оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях
средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с
точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
устанавливать
взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических
знаний;
представлять
пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных
направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных
материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья,
переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник
на углубленном уровне получит возможность научиться:
формулировать
цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические
реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
самостоятельно
планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной
работы с веществами и лабораторным оборудованием;
интерпретировать
данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных
физико-химических методов;
описывать
состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических
представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа
веществ;
характеризовать
роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как
важнейших биологически активных веществ;
прогнозировать
возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе
природных и производственных процессов.