Основы безопасности жизнедеятельности
Основы
безопасности жизнедеятельности 8-9кл
Выпускник научится:
классифицировать и
характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно
допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах
контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых
приборов;
классифицировать и
характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании
бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые
приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые
приборы;
безопасно использовать средства
бытовой химии;
безопасно использовать средства
коммуникации;
классифицировать и
характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения
возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять
способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять
способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять
способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять
способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять
способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять
способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию
дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно
действовать при пожаре;
безопасно использовать средства
индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные
средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности
дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности
дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности
дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и
характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и
безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы
само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и
характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим
походам;
адекватно оценивать ситуацию и
безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и
ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в
автономных условиях;
добывать и очищать воду в
автономных условиях;
добывать и готовить пищу в
автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных
условиях;
подавать сигналы бедствия и
отвечать на них;
характеризовать причины и
последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и
государства;
предвидеть опасности и правильно
действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по
защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства
индивидуальной защиты;
характеризовать причины и
последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества
и государства;
предвидеть опасности и правильно
действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по
защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу
«Внимание всем!»;
безопасно использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально
необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и
характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия
данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по
защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и
безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе
взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и
безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения)
и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и
характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих
ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и
характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных
опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и
безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные
службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и
здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и
государства;
классифицировать мероприятия и
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические
мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и
профилактические занятия по укреплению здоровья;планировать распорядок дня с
учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы,
потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы
интернета;
анализировать состояние своего
здоровья;
определять состояния оказания
неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по
оказанию первой помощи;
классифицировать средства
оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при
наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних
дыхательных путей;
оказывать первую помощь при
ушибах;
оказывать первую помощь при
растяжениях;
оказывать первую помощь при
вывихах;
оказывать первую помощь при
переломах;
оказывать первую помощь при
ожогах;
оказывать первую помощь при
отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при
отравлениях;
оказывать первую помощь при
тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе
насекомых и змей.
Выпускник получит возможность
научиться:
безопасно использовать средства
индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и
характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических
поездках;
готовиться к туристическим
поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и
безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия
возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия
возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права
покупателя;
анализировать последствия
проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства
возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность;анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние
своего здоровья;
характеризовать роль семьи в
жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и
характеризовать основные положениязаконодательных актов, регулирующих права и
обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
классифицировать основные
правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не
инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при
инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при
остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при
поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных
задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в
повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать
предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства
предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые
ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10-11кл
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности
дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве
пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных
ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны
окружающей среды;
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей
среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их
воздействия;
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для
обращения в случае необходимости;
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
пользоваться официальными источниками для получения информации об
экологической безопасности и охране окружающей среды;
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих
законодательству РФ;
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
пользоваться официальными источниками для получения информации о
рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными
хобби;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с
сигнальной разметкой;
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной
жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения
и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих
прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области
защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб
по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы,
обучение населения;
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и
социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы,
особенности и последствия;
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы
индивидуального дозиметрического контроля;
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной
безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
пользоваться официальными источниками для получения информации о защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации
Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в
Российской Федерации;
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму;
объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих
правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации;
описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной
власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и
реализации своих прав, определения ответственности;
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность;
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических
средств;
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской
Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
описывать действия граждан при установлении уровней террористической
опасности;
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической
акции;
составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
здорового образа жизни;
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа
жизни для изучения и реализации своих прав;
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
описывать факторы здорового образа жизни;
объяснять преимущества здорового образа жизни;
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и
государства;
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье
человека;
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на
репродуктивное здоровье;
пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении
и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
оказания первой помощи;
использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой
помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
отличать первую помощь от медицинской помощи;
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и
санитарного назначения;
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере
санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных
инфекционных заболеваний;
классифицировать основные инфекционные болезни;
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний;
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического
или бактериологического очага.
Основы обороны государства
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
обороны государства;
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные
приоритеты;
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в
рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и
обороны РФ;
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов в мирное и военное время;
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
воинской обязанности граждан и военной службы;
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав
и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной
службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и
военной службы;
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения
воинского звания;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
описывать основание увольнения с военной службы;
раскрывать предназначение запаса;
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой
подготовки;
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из
строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата
Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и
смазки;
описывать порядок хранения автомата;
различать составляющие патрона;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и
патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули,
пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным
целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
различать наступательные и оборонительные гранаты;
описывать устройство ручных осколочных гранат;
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
характеризовать современный общевойсковой бой;
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на
боку);
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде
и признакам местных предметов;
передвигаться по азимутам;
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила
использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта
(ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
применять средства индивидуальной защиты;
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и
военно-учебных заведениях;
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
Основы комплексной безопасности
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной
безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций
Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих
защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной
безопасности.
Основы обороны государства
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения
и модернизации ВС РФ;
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и
фонаря;
определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового
защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения
военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России;
оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.