Астрономия
АСТРОНОМИЯ
Базовый уровень
В результате года изучения учебного предмета
«Астрономия» ученик научится:
— воспроизводить
сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца,
эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время, конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые
размеры объекта, астрономическая единица); исторические сведения о становлении
и развитии гелиоцентрической системы мира;
—
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
—
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной
системы;
—
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
— вычислять расстояние до планет
по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера,
определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения
тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
— характеризовать особенности
движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
- определять и различать понятия
(звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое
состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение
Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм
возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые
проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд
по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные
особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр -
светимость»;
— сравнивать модели различных
типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения
светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек
Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования
звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и
эволюции звезды;
— характеризовать физические
особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых
карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
— объяснять смысл понятий
(космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные
параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до
звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период —
светимость»;
— распознавать типы галактик
(спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна
и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость
модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах
галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до
галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на
основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение
реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные
периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
—
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна.